Теория виртуального мира

3.3. Восприятие и косвенный реализм

Введение понятия восприятие в явном виде приводит нас к косвенному реализму. Рассмотрим происходящее на примере цвета. Я держу синюю кофейную чашку в своей руке. Каким образом поверхность этой чашки оказалась раскрашенной в синий цвет? Мы знаем, что реальные поверхности объектов отражают определенные длины волн электромагнитного поля, которое попадает на сетчатку. Далее колбочки и палочки посылают электрические сигналы по нервам в мозг, после чего начинается бурная работа естественных нейронных сетей. Цвет как таковой возникает только в конце этого пути.

Косвенный реализм соответствует метафоре ‘дисплей’ при представлении результатов аппарата восприятия. Предполагается, что аппарат восприятия отделяет человека от реального мира:

человек | аппарат восприятия | реальный мир

Все, что осознает человек, является восприятием и у человека нет непосредственного доступа к реальному миру. В реальном мире есть электромагнитные волны; человек же на другом конце аппарата восприятия осознает синий цвет.

Тем не менее, косвенный реализм требует следующего шага — нельзя сказать, что я воспринимаю синий цвет на поверхности реальной чашки. Таким образом реальная чашка со стороны реальности превращается в образ чашки со стороны восприятия. Следующий шаг касается руки, держащей чашку — реальная рука трансформируется аппаратом восприятия в образ руки, держащий образ чашки. Кстати, это полностью согласуется с тем, что говорит нейрофизиология — мозг строит модель не только мира вокруг тела человека, мозг также строит модель самого тела.

Мир как бы дублируется. С одной стороны находится реальный мир с реальным телом человека, а с другой, восприятие / осознание реального мира, включая восприятие / осознание тела человека. Это позволяет сказать, что  косвенный реализм соответствует теорией виртуального мира как минимум в слабой форме. Есть реальный мир, а есть мир восприятия / осознания; последний и есть виртуальный мир.

Душа 17-ого века получает светское название субъект и виртуальный мир (восприятие/осознание) относят к субъективному. Синий цвет не существует в реальном мире, человек видит синее, синее — это субъективное. Как уже отмечалось, невозможно остановиться на субъективности цвета. Синее осознается на поверхности чашки, но восприятие синего не может находиться на реальной чашке, поэтому воспринимаемая форма чашки также объявляется субъективной. Можно назвать этот процесс воронкой виртуального мира, которая засасывает все что можно в виртуальный мир.

В косвенный реализм закладывается надежность аппарата восприятия — Бог или Эволюция (кому что нравится) не обманщик. Осознаваемый субъективный мир хорошо передает основные черты реального мира и человек успешно справляется с возложенными на него функциями выживания и воспроизводства. В рамках метафоры Пещеры субъективный мир соответствует Пещере, а реальный мир полностью переходит на сторону Реальности с большой буквы вне Пещеры.

Далее в отличие от наивного реализма за реальность принимается внешний мир вне Пещеры. Субъективный мир объявляется производным от реального мира. Некоторая шизофреничность с пространственными отношениями сглаживается за счет отнесения вопроса ‘Где находятся восприятия’ к бессмысленным. В наивном реализме введение восприятия как реального объекта было невозможно. В косвенном реализме восприятие объявляется реальностью, но поскольку есть желание избавиться от теории виртуального мира в сильной форме, рисуночки подобные рис.3.3 не приветствуются.

http://virtualworldtheory.rudnyi.ru/wp-content/uploads/2023/06/LeharTwoPeople2.jpg

Рис. 3.3. Разговор двух людей на улице — вариант 3. Источник: Steven Lehar, A Cartoon Epistemology.

В рамках косвенного реализма признается, что реальностью является внешний мир, но человек не имеет к этой реальностью прямого доступа. Утверждается, что каждый человек находится в своем субъективном мире, но местонахождение субъективных миров по отношению к реальному миру обсуждать не принято. Также нередко говорится об эпифеноменальности или иллюзии сознания. Есть реальный физический мир, в котором возбуждения нейронов в головах вызывает восприятия. Но на самом деле все сводится к тому, что организм получает информацию от окружения, перерабатывает ее и выполняет соответствующие действия. Восприятия и осознание просто участвуют в этом процессе, это все, что можно в данном случае сказать.

Ниже дальнейшее обсуждение будет вестись в рамках слабой формулировки теории виртуального мира. Предлагается самостоятельно переделать рисунок выше соответствующим образом. Косвенный реализм открывает путь к скептицизму. В конечном итоге опыт человека связан именно с его восприятием и осознанием. Аппарат восприятия отрывает человека не только от реального мира, но и от других людей, как показано на рисунке выше. В слабой формулировке это будет выглядеть таким образом:

человек1 | аппарат восприятия | реальный мир | аппарат восприятия | человек2

Как можно в этом случае доказать, что у других людей есть восприятие и осознание происходящего? Как можно доказать существование реального мира?

Конечно, эти вопросы можно отбросить на базе прагматизма. Все работает и этого вполне достаточно; не надо задаваться глупыми вопросами. Однако при таком образе мышления обсуждение восприятия не играет никакой роли, поскольку все неплохо работает без философских размышлений и рефлексий. В этом смысле прагматизм как объяснение снимает необходимость введения теории виртуального мира.

Ниже я остановлюсь на умеренном скептицизме. Примем без дальнейшего обсуждения, что реальный мир существует и что другие люди обладают сознанием, но поставим под сомнение наглядное прямое соответствие виртуального и реального мира. Эволюция в конечном итоге не Бог, для нее достаточно выживаемости и размножаемости. Начнем с протяженности. Выше предполагалось, что протяженность в физическом напоминает таковую в виртуальном, то есть, в обыденном мире. Геометрия описывает протяженность, поэтому протяженность существует в реальном мире. Однако в аналитической геометрии протяженность становится просто математическим выражением. Более того, есть неевклидовы геометрии, а также в последнее время все чаще появляются утверждения физиков, что пространство и время не являются фундаментальными понятиями.

С другой стороны, пространственные отношения, которые мы знаем, находятся в виртуальном мире. В этом смысле протяженность уже давно стала вторичным качеством, как и все остальные человеческие качества. Нейрофизиологи в духе Канта утверждают, что воспринимаемое пространство и время создаются мозгом. Поэтому вполне можно предположить наличие «Матрицы» со стороны реального мира — там находится «компьютер», где проводятся «вычисления» . В данном контексте «компьютер» и «вычисления» являются метафорами, мы не знаем, как там все устроено. Для наглядности приведу еще раз рис. 2.4.

http://virtualworldtheory.rudnyi.ru/wp-content/uploads/2024/03/KantVirtualWorld_ru.png

Рис. 2.4. Теория виртуального мира с внешним миром как «вещь в себе». Источник: David Gamez, Human and Machine Consciousness, 2018. Глава 2. The Emergence of the Concept of Consciousness.

Главная идея заключается в том, что наглядное соответствие с пространственными отношениями полностью пропадает. Должно быть определенное структурное соответствие, но в рамках прагматизма невозможно утверждать большее. Что-то есть, но аппарат восприятия не позволяет разглядеть это что-то; аппарат восприятия просто выдает на выходе готовые концептуализированные объекты. ‘Чашка’, ‘синий’, ‘рука’, ‘чашка в руке’ являются концепциями, которые появляются после аппарата восприятия. Как говорят нейрофизиологи, это части модели, построенной мозгом. Только этот самый мозг, который строит модели, находится с другой стороны аппарата восприятия, где-то там в «Матрице». Правда, нам следует вспомнить про воронку виртуального мира. Ведь слова ‘мозг’, ‘возбуждения нейронов’, ‘электромагнитные волны’, ‘атомы’ на самом деле появляются в виртуальном мире для представления внешнего мира. С этой точки зрения они находятся за аппаратом восприятия на стороне виртуального мира.

Воронка виртуального мира на этом не останавливается. Возникает следующий вопрос о количестве виртуальных миров в реальном мире. Изначально в наглядном представлении число виртуальных миров было равно числу субъектов в духе мантры ‘нет объекта без субъекта’. Есть два человека и каждый находится в своем субъективном мире. Однако если мир — это «Матрица», и аппарат восприятия (мозг) принадлежит ей, то откуда мы знаем, сколько аппаратов восприятия есть в «Матрице»? Нельзя исключить случай, что там есть единственный аппарат восприятия, который выдает необходимую информацию одновременно для всех субъектов, просто каждый из субъектов при этом получает восприятие «своего мозга», что бы это не означало.

В данном контексте следует обратить внимание, что прагматика согласуется со всеми представлениями о реальном мире выше. Для выбора среди них теперь можно вспомнить о бритве Оккама; только нельзя забывать, что все эти представления также принадлежат виртуальному миру. В целом следует отметить, что переход к косвенному реализму приносит больше проблем, чем решений. Введение восприятия в рассмотрение в явном виде как часть мира с неизбежностью ведет к теории виртуального мира с ее неожиданными последствиями.

В следующем разделе рассмотрим каким образом большинство нейрофизиологов избегают проблем теории виртуального мира в практической работе. Перед этим небольшой диалог.

Федя и Петя налили себе по стопочке и Федя говорит:

‘Ты знаешь, я тут на днях узнал, что я нахожусь в субъективном мире моего сознания. При этом там находится не только моя рюмочка, но и твоя. Даже ты находишься в моем субъективном мире сознания. Вот как. Но ты не обижайся, Петя. У тебя точно также есть свой субъективный мир сознания. Там также есть и твоя рюмочка, и моя. И я также нахожусь в твоем субъективном мире. Так что, на самом деле, все поровну. А еще есть практика, которая эти разные миры объединяет.’

Петя отвечает: ‘Ну тогда чокнемся и выпьем за практику.’

Информация

Изложение построено при использовании идей из статьи:

Jan Westerhoff, What it Means to Live in a Virtual World Generated by Our Brain, Erkenn (2016) 81:507–528

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/328690.html