Теория виртуального мира

Глава 2

История теории виртуального мира

Теория виртуального мира началась в 17-ом веке и она была органичной частью новой философской позиции, пришедшей на смену философии Аристотеля. Основные характеристики новой позиции ниже, где использовано выражение ‘душа’, которое можно без изменения содержания заменить на ‘сознание’ или ‘субъект’, кому как нравится.

  • Разделение мира на две части: физический мир и душа
  • Человеческие качества приписаны душе и исключены из физического мира
  • Математизация физического мира
  • Введение законов физики, выраженных математическими уравнениями
  • Душа не имеет непосредственного доступа к миру

Рассмотрение будет проведено в терминологии Джона Локка — первичные и вторичные качества. Первичные качества принадлежат физическому миру (протяженность, движение), вторичные качества (цвет, вкус, запах, и т.д.) — человеку. Следует обратить внимание на схожесть с тем, что говорят нейрофизиологи.

Мы начнем с Рене Декарта и картезианцев. На этом этапе предполагалось, что представления в душе вполне соответствуют происходящему в физическом мире, несмотря на отсутствие там вторичных качеств. Представлялось, что в конце концов душа получает правильное представление о протяженности в физическом мире. Другими словами, виртуальный мир подобен физическому миру. Это представление дошло до наших дней, как можно было увидеть на рис. 1.2 в предыдущей главе.

Локк будет пропущен, поскольку в моем рассмотрении отличия его позиции от таковой у Декарта не существенны. Поэтому после картезианцев будет сразу же рассмотрена позиция епископа Беркли, который заметил, что если вторичные свойства не существуют, то первичные и подавно не существуют. Последующий скептицизм Дэвида Юма был осмыслен Иммануэлем Кантом, который в конце концов перевел протяженность из первичных во вторичные качества.

Этот шаг имеет фатальные последствия для теории виртуального мира, поскольку после Канта нельзя говорить о соответствии между виртуальным и физическим миром. Кант не возражает, что вне виртуального мира что-то есть, но он считает, что нет средств более детально что-то сказать по этому поводу. Позиция Канта хорошо просматривается во взглядах известного физика и физиолога Германа Гельмгольца, поэтому в качестве примера кантианства будет рассмотрена его позиция.

В заключительном разделе я кратко рассмотрю взгляды Готлоба Фреге, Бертрана Рассела и Ю. Н. Семенова (выбор имен достаточно произволен) с целью продемонстрировать, что теория виртуального мира является составной частью современной философии. Разница философов и нейрофизиологов заключается лишь в том, что философы знают о выводах Канта и поэтому они более осторожно говорят о том, как устроен внешний мир. Нейрофизиологи же мыслят на уровне картезианцев и Локка. Они обычно считают, что виртуальный мир неплохо передает информацию о внешнем мире, поскольку Бог или Эволюция, кому как нравится, не обманщик.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/328250.html