Теория виртуального мира

1.1. Нейрофизиология сознания

Обзор книги Джеффри Грея ‘Сознание: Наползая на неподдающуюся проблему

Джеффри Алан Грей (1934 — 2004) — известный английский психолог, специалист по проблемам психофизиологии и психофармакологии, психологии личности и сравнительной психологии, автор теории тревоги. Книга о сознании последняя, она вышла в год его смерти.

Джеффри Грей считает, что при изучении сознания лучше всего не торопиться с определениями, и приводит такой пример. Представьте себе, что древние греки должны были бы дать определение электричеству. Вряд ли у них это бы получилось. Нормальное определение можно дать только тогда, когда феномен уже исследован и имеется теория для его описания. Поскольку теории сознания пока нет, то можно дать определение только показав на феномен, как греки могли бы показать на молнию.

Таким образом, в книге сознание описывается на примерах. Большая часть книги связана с визуальным восприятием — мы видим мир вокруг нас. При этом отмечается, что неподдающаяся проблема сознания не связана с реконструкцией трехмерного мира, как такового, в рамках бессознательных процессов мозга. Основной вопрос — это происхождение сознательных визуальных восприятий из возбуждений нейронов, в том числе цвета.

Другой пример сознательного восприятия — это музыка. Музыка сама по себе не сводится к колебаниям звуковых волн в воздухе. Это нечто, то мы осознаем после трансформации звуковых волн в возбуждения нейронов в мозге. Например, глухой Бетховен был способен создавать музыкальные произведения, поэтому вполне вероятно, что он мог воспринимать музыку без звуковых волн.

Далее у ряда людей есть интересный эффект под названием синестезия. В этом случае человек воспринимает цвет, когда он слышит определенные слова. Другими словами, звуковые волны после преобразования в возбуждения нейронов в мозге приводят к восприятию света. Следует отметить, что Джеффри Грей проводил экспериментальные исследования этого эффекта и эти эксперименты представлены в книге.

В заключение чувства. Например, вы сидите на пляже и наслаждаетесь закатом. Чувства также относятся к восприятием и к неподдающейся проблеме сознания. В книге для отличия сознательных восприятий от возбуждений нейронов используется понятие квалиа. Это общая черта в философии сознания — возбуждения нейронов противопоставляются осознанию происходящего. Таким образом, в философии сознания вводятся самые разные квалиа — звука, цвета, боли, наслаждения и т.д.

В целом понятие сознание имеет много значений и оно связано с другими человеческими качествами, такими как интеллект и субъектность (самость). В книге предполагается, что когнитивные процессы не влияют на функционирование категорий сознания, представленных в примерах выше. В результате в книге не рассматривается человеческий язык, ‘Я’ и интеллект. Считается, что вначале должно появиться феноменальное сознание (примеры выше) и только затем когнитивные процессы. Поэтому в книге, как и в философии сознания, неподдающаяся проблема сознания связывается с чувствами и осознанием реконструкции внешнего мира.

Отмечу, что в книге рассматриваются кибернетические агенты, компьютеры и роботы. Также разбирается тест Тьюринга и китайская комната Сёрла. Джеффри Грей, как многие нейрофизиологи, с сомнением относится к возможностям роботов и искусственного интеллекта. В книге считается, что построить роботов с сознанием можно будет только в случае понимания процесса возникновения сознательных восприятий в мозге человека.

В книге Джеффри Грей достаточно подробно разбирает существующие теории сознания в нейронауке, такие как эпифеноменализм, функционализм, глобальное нейронное пространство, нейронные корреляты сознания и др. С его точки зрения ни одна из теорией не дает удовлетворительного объяснения наблюдаемым феноменам. Он разбирает утверждение Сёрла, что сознание так относится к нейронам, как влажность к атомам. С точки зрения Грея такое не проходит, поскольку кибернетический агент прекрасно работает на уровне бессознательных процессов:

‘Именно потому, что построение научной теории данного типа (физикализм) без упоминания сознания было настолько успешным, нет никаких оснований вообще для включения в нее сознательного восприятия. Для существующей научной теории наличие сознания в принципе является позором. Существующая теория нейронауки прекрасно работает без рассмотрения сознания и соответственно не может объяснить сознание.’

Один любопытный результат из книги. Нормальное представление о сознательном восприятии звучит примерно так: я вижу что-то и соответственно после этого я выполняю действие. Исследования показывают, что это далеко не так. Зрительные сигналы идут параллельно в две подсистемы, одна из которых связана с построением сознательного восприятия окружающего мира, другая с моторной подсознательной реакцией. Вторая подсистема реагирует существенно быстрее, чем первая. Поэтому получается, что подсознательная часть принимает решение, выполняет его и только потом сознательная часть получает выполнение решения в зрительном восприятии вместе с иллюзией того, что решение было принято сознательно.

Тем не менее, Джеффри Грей считает, что не все потеряно:

‘Так что будьте готовы к тому, что большая часть вашей сознательной жизни иллюзорна. Однако, тем не менее, держитесь за фундамент, на котором Декарт построил свою великолепную концепцию (неважно, насколько неудовлетворительной она оказалась в других отношениях): все остальное могло бы быть иллюзией, однако факт, что у вас есть сознательная жизнь не может быть иллюзорным. Поскольку иллюзии создаются в сознании, то отсутствие сознания ведет к невозможности иллюзии.’

Это одна из причин, почему с его точки зрения обычная научная парадигма не может справится с неподдающейся проблемой. В целом Джеффри Грей придерживается позиции (3) из Введения — для построения теории сознания требуется смена научной парадигмы. Правда, несмотря на этот призыв в книге не видно конструктивных предложений. Из альтернативных парадигм упоминаются только дуализм и панпсихизм, что в целом характерно для рассмотрения сознания в философии. Мое дальнейшее рассмотрение пространственных отношений остается без изменений во всех парадигмах — в физикализме, дуализме и панпсихизме; везде мы приходим к теории виртуального мира.

В книге большое внимание уделено экспериментальным исследованиям. Я опишу только один эксперимент, связанный с изучением зрительного восприятия у обезьян. Рассмотрим феномен бинокулярного соперничества. Человеку одеваются на глаза специальные очки, которые проецируют на сетчатки глаз разные изображения, допустим на левый глаз изображение дельфина, на правый — изображение собаки. Что в этом случае видит человек? Как оказалось, в этом случае человек видит попеременно то собаку, то дельфина, но не оба изображения одновременно. Эксперимент еще раз доказывает, что осознанное восприятие связано с изображениями на сетчатке лишь опосредованно. На сетчатке глаз постоянно находятся оба изображения, человек же видит попеременно изображение то с сетчатки одного глаза, то с другого.

Предполагается, что этот эффект можно использовать для проведения экспериментов с высшими животными в качестве признака наличия феноменального сознания. Если у животного наблюдается похожий эффект, то по всей видимости у этих животных присутствует сознательное визуальное восприятие. Конечно, не так просто  определить, что же видит животное в таких специальных очках. С этой целью обезьян научили при видении определенного изображения нажимать на определенную кнопку. Таким образом, удалось доказать, что при условии бинокулярного соперничества обезьяны также попеременно осознают то одно изображение, то другое. При этом сканы мозга показали возбуждение нейронов в похожих отделов мозга человека и обезьяны.

Для дальнейшего изложения будет важна только следующая диаграмма из книги Джеффри Грея, на которой показана работа мозга и возникновение сознательных восприятий в схематическом виде.

http://virtualworldtheory.rudnyi.ru/wp-content/uploads/2024/03/ConsciousExperiences_ru.png

Рис. 1.1. Схема возникновения сознания согласно Джеффри Грею.

В мозге естественные нейронные сети взаимодействуют с внешним миром вверху диаграммы (реальный еще не воспринятый внешний мир) при получении сигналов через органы чувств (кибернетические взаимодействия). Обратите внимание, что реальный мир назван невоспринятым, поскольку восприятия возникает по ходу работы мозга, которая происходит в основном бессознательно (мозг на бессознательном уровне).

Далее мозг вырабатывает сознательные восприятия, которые разделены на диаграмме в три категории: в центре диаграммы находятся внутренние когнитивные процессы, такие как мысли и образы. Эта часть отнесена к личному когнитивному пространству. Справа находятся внутренние чувства и ощущения тела, что составляет личное пространство тела. Слева — воспринимаемый внешний мир, включая  вид тела извне. В данном случае эта область названа публичным когнитивным пространством, поскольку эта информация в отличие от двух других категорий доступна всем. Имеется в виду, что у других людей есть похожие мозги, которые производят аналогичную информацию, но другим мозгам недоступны мысли, внутренние образы и ощущения другого человека.

Самое важное для последующего изложения связано с тем, что согласно диаграмме реконструкция внешнего мира, точно также как мысли и чувства, находится где-то в голове:

‘Все эти феномены составляют ваши сознательные восприятия: от самых смутных ощущений, о которых знаете только вы (например, начальное чувство релаксации в ногах), до всего цельного мира, который вы разделяете с другими. Потому что, как и ваши внутренние ощущения, этот мир снаружи конструируется вашим мозгом и существует внутри вашего сознания. В самом буквальном смысле слова мир, который мы сознательно ощущаем, вовсе не находится снаружи: он находится внутри каждого из нас.’

Джеффри Грей специально отмечает, что он нисколько не сомневается в наличии внешнего мира, но восприятия связаны с работой мозга. В книге этот момент практически не обсуждается, но именно это обстоятельство ведет к центральному вопросу: то ли мозг в мире, то ли мир в мозге. В любом случае приведенная цитата является хорошим введением в теорию виртуального мира — есть реальный мир и есть реконструкция этого мира, при этом как видно из диаграммы, их пространственное расположение невозможно совместить. Далее мы будет обсуждать следствия из этого, на первый взгляд, естественного утверждения.

Информация

Jeffrey A. Gray, Consciousness: Creeping up on the Hard Problem, 2004.

Обсуждение

https://evgeniirudnyi.livejournal.com/328065.html