Попытка разобраться с сознанием в рамках естественных наук не прошла, поскольку нейрофизиология с неизбежностью ведет к теории виртуального мира, как минимум в мягком варианте (раздел 1.2). Попытка представить себе местоположение восприятий приводит к сильному варианту теории виртуального мира, который не нравится даже сторонникам этой теории в мягкой формулировке. В любом случае попытка перевести сказанное на пространственные отношения между виртуальным и реальным миром ведет к неразрешимым парадоксам.
Причина появления этой проблемы связана с философской позицией, на которую неявно опираются рассмотренные научные работы, а именно косвенный реализм. Важно отметить, что теория виртуального мира — это детище научной революции 17-ого века. В этом смысле обсуждаемая философская позиция связана с предпосылками 17-ого века, которые неявно используются в современной нейрофизиологии. Поэтому следующая глава будет посвящена истории науки. Мы увидим, что теория виртуального мира появилась именно в 17-ом веке и что это также послужило основой современной физики.
После этого в третьей главе будут сформулированы и обсуждены скрытые философские предпосылки в явном виде. Косвенный реализм будет противопоставлен наивному реализму и в обсуждение будут введены повествования от первого и третьего лица. В конце главы будет рассмотрена практика в нейрофизиологии, которая неявным образом позволяет избежать радикальных выводов теории виртуального мира.
В последующей главе внимание будет уделено философии науки и вопросу, что такое материя в целом и электромагнитное поле в частности. Будет обращено внимание, что научная картина мира связана с научным реализмом и физикализмом, которые представляют собой всего лишь определенные философские позиции. Будет рассмотрена другая философская позиция, связанная с желанием отделить науку, насколько это возможно, от метафизики.
В этом смысле предлагаемое решение не будет решением проблемы сознания, а будет скорее связано с терапевтической ролью философии по Витгенштейну. Когнитивный диссонанс будет удален путем рассмотрения практической работы ученых. При этом научная практика не будет подвергаться сомнению, все останется без изменений. Предлагаемая философская позиция позволит в явном виде не доводить дело до крайностей.
Экстрапроекцию Велманса можно в принципе рассматривать как ad hoc гипотезу, но можно обойтись без нее, поскольку она сводится к определенной метафизике. В этой связи отмечу любопытное обстоятельство при экстрапроекции восприятий, на которое обратил внимание Руперт Шелдрейк. Когда несколько человек смотрят на один объект, их восприятия объекта находятся в одном и том же месте в физическом пространстве. Это позволило Шелдрейку сделать дополнительное предположение о возможности запутывания восприятий между собой с интересными последствиями — таким образом человек может почувствовать взгляд других со стороны. В этом проблема любой метафизики — появляются нежелательные последствия.