Я долгое время занимался наукой и как представитель естественных наук занимал позицию редукционизма. При этом, как обычно, эта позиция выходила далеко за пределы собственных исследований и распространялась на весь мир — в голове крутилась так называемая научная картина мира.
Далее я оставил науку и зарабатывал на жизнь в компании, связанной с инженерными расчетами. Чтение книг про сознание стало моим хобби и моей целью было логическое завершение занимаемой позиции. Однако при рассмотрении сознания я столкнулся с проблемой пространственных отношений, размышления над которой привели к изменениям взглядов на жизнь. Книга связана именно с этим обстоятельством.
Формально книга принадлежит философии сознания и философии науки. Я осознал, что рассматриваемые вопросы не позволяют оставаться в рамках естественных наук и что в конечном итоге их обсуждение выводит нас в область философии. Основное отличие от традиционной философии сознания заключается в рассматриваемой проблеме. Обычно неподдающаяся проблема сознания (hard problem) связывается с квалиа, в моем же случае это пространственные отношения и теория виртуального мира.
Исходной точкой отсчета будет нейрофизиология. Мы начнем с лобовой атаки, то есть, с позиции науки, которая занимается эмпирическими исследованиями сознания. Другими словами, вначале попробуем обойтись без философии. Рассмотрение того, что говорят ученые приводит к теории виртуального мира, которая вызывает много неприятных вопросов. Грубо говоря, вопрос упирается в то, что такое восприятия и где они находятся.
Вся книга связана с этим вопросом, при этом основное внимание будет уделено восприятию цвета. Посмотрите вокруг себя — мир вокруг окрашен в самые разные цвета. Как известно из физики и физиологии объективно существуют только электромагнитные волны с разными длинами волн, а цвета являются субъективными восприятиями, созданными естественными нейронными сетями при переработке полученной информации с сетчатки глаз. Каким образом мир вне человека оказался раскрашенным в субъективные цвета?
Рассмотрение теории виртуального мира выводит вопрос за рамки науки. Мы сталкиваемся с философской проблемой, которую можно обозначить как спор между наивным и косвенным реализмом. В этом контексте теория виртуального мира оказывается детищем научной революции 17-ого века, а современная нейрофизиология просто исходит из парадигмы того времени. Важно отметить, что цвет стал субъективным именно в те времена, что было в свою очередь связано с разделением свойств на первичные и вторичные качества.
После экскурса в историю науки будет введена надлежащая терминология, которая позволит нам провести рассмотрение пространственных отношений при восприятии мира более последовательно. После этого рассмотрим науку и в том числе вопрос, что означает объективность электромагнитного поля по сравнению с субъективностью цвета. В рамках философии науки ведется спор между научным реализмом и научным антиреализмом и поднятые при этом вопросы будут полезны при обсуждении исследования сознания.
Приведу возможные подходы к изучению сознания из книги Джеффри Грея, с которой начнется рассмотрение нейрофизиологии (выбор Джеффри Грея — третий пункт):
1) Наивный. Сознание воспринимается как данность и оно не воспринимается как проблема. Подходит, например, для обыденной жизни.
2) Нормальный научный. По мере углубления экспериментальных и теоретических знаний о мозге проблема сознания будет автоматически разрешена. Неподдающаяся проблема сознания не существует.
3) Научный путь изучения сознания существует, однако неподдающаяся проблема признается. Для создания теории сознания потребуется смена существующей научной парадигмы.
‘Предварительное описание неподдающейся проблемы: она возникает, потому что в наших современных теоретических моделях мозга и поведения отсутствует объяснение существования сознательного восприятия, а тем более его свойств.’
4) Неподдающаяся проблема неразрешима научным путем.
4а) ‘То, что выглядит как неподдающаяся проблема, исчезнет, когда мы поймем ошибки в наших путях обсуждения этого вопроса. Если все пройдет успешно, мы вернемся в русло нормальной науки: когда наше мышление будет поправлено, наука cможет опять взяться за работу пополнения деталей эмпирического знания.’
4б) Сознание принадлежит вере и мистицизму.
Мой вариант ответа в конце книги будет (4с) — у науки есть границы. Вполне возможно эмпирическое изучение сознания в рамках (2), которое на самом деле неразрывно связано с позицией (1), и оно дает свои практические результаты. Тем не менее, так называемая научная картина мира не принадлежит науке. Это является всего лишь одной из возможных философских позиций / мировоззрений.
В размышлениях на эти темы и тем самым в написании этой книги мне помогли обсуждения с пользователями Живого Журнала и я благодарен всем, кто в них участвовал. Книга опирается на научные и научно-популярные книги, которые комментировались мною в блоге. В конце каждой главы приведен список основных работ, которые связаны ссылками html с заметками в блоге.
Приведенные рисунки взяты из разных работ — спискок источников приведен на страничке Рисунки. Особо отмечу сайт Стивена Легара и главу 2 The Emergence of the Concept of Consciousness книги David Gamez, Human and Machine Consciousness, 2018.
Содержание книги можно обсудить в Живом Журнале. Для этого в конце каждой главы будут приведены ссылки на странички ЖЖ для обсуждения.
1 августа 2023